Лента новостей

Ирина ГУСЕВА:

14.06.2012

Ирина ГУСЕВА:

Введение новых стандартов обучения в старших классах обсуждалось с 2010 года. Свои проекты подготовили две группы разработчиков, затем вариант проекта подготовила рабочая группа под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. В мае Президент РФ Владимир Путин поручил утвердить ФГОС не позднее июля 2012 года.

7 июня Министерство юстиции РФ зарегистрировало Приказ Министерства образования и науки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования. В ближайшее время документ будет опубликован в "Российской газете" и вступит в силу. Апробация нового стандарта в российских школах начнется с 2013 года по мере их готовности к этому.

 

Комментирует этот значимый для каждой семьи нормативный документ председатель комитета Волгоградской областной Думы по социальной политике, Почетным работником общего образования РФ Ирина Гусева: «Я внимательно изучила принятый стандарт и не согласна с его критиками, утверждающими, что многие из образовательных услуг, которые сейчас бесплатно оказываются, будут осуществляться за деньги. В школах в рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы. В нее входят все обязательные школьные предметы».

Как пояснила парламентарий, в утвержденных стандартах сейчас жестко зафиксировано количество часов, которое в школе будет бесплатным для учеников – не более 2590 часов за 2 года обучения. Сейчас старшеклассники учатся 36 часов в неделю. По новому стандарту будет на час больше -  37. Это изменение согласовано с санитарной службой, в чьём ведении установление максимально допустимой нагрузки на учеников. Государство гарантирует, что за 37 уроков в неделю платить не надо. Стандарт также фиксирует объём внеурочной деятельности в пределах 700 часов за два года обучения, что можно только приветствовать.

Новый стандарт устанавливает государственные гарантии того, что учитель в обязательном порядке должен преподать ученику. Вводится "принцип двух ключей", по которому выбираются обязательные для изучения в старшей школе предметы.

Первый ключ – это шесть общих предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история или Россия в мире, обеспечение безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Их нельзя не выбрать. На углубленном, на базовом ли уровне, но все они должны быть освоены обучающимися.

Второй ключ предусматривает обязательный выбор по одному предмету из шести таких образовательных областей, как "Филология", "Иностранные языки", "Общественные науки", "Математика и информатика", "Естественные науки", "Физкультура, экология и ОБЖ". Например, из области «Естественные науки» ученик  обязательно должен выбрать хотя бы один предмет - физика, химия, биология или естествознание.

Само собой разумеется, что помимо этого можно будет выбрать профиль обучения или сформировать индивидуальную образовательную программу в соответствии с собственными склонностями и интересами. Для этого обучающемуся требуется выбрать 9-10 предметов.

«У нас, - подчеркнула Ирина Гусева, - сейчас действует  многоукладная старшая школа, и возможность выбрать профиль для  углубленного изучения в 10-11 классах, по данным Минобразования, имеют только треть учеников. Стандарт задает такую структуру, при которой такие возможности, по оценке экспертов, появятся у 80% обучающихся. На выбор ученика будут представлены три варианта: универсальный профиль (это «всего по чуть-чуть»); конкретный профиль: естественнонаучный, гуманитарный, социальный, экономический, технологический; а также индивидуальный учебный план, когда старшеклассник заинтересован углубленно изучать  отдельные предметы – и литературу, и математику. Еще одно новшество – введение к 2020 году обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Хотя это положение вызывает у меня некоторые опасения - не каждый человек имеет способности к обучению языкам. Уверена, что данное положение требует еще обсуждения и апробации. Но это, по всей видимости, прогрессивная мера.

Также важным в новом образовательном стандарте считаю появление индивидуального проекта. Как показывает наработанный опыт, детям это интересно. При этом развиваются полезные навыки: индивидуальный проект предусматривает разработку, планирование и рациональное использование учебного времени. В итоге это  способствует повышению ответственности ученика. В настоящее время обучение в форме индивидуального проекта может быть по разным предметам или в их комбинации. Например, можно сделать проект по естествознанию, где часть исследования ребенок посвятит физике, часть - биологии, часть - химии. Это также позволит приблизить школьные знания к решению конкретных проблем, сделать образование в старшей школе более индивидуализированным, что так важно в наш век динамичного развития».